Экологическое мировоззрение человека как элемент валеологического мировоззрения

Человек является сложной, самоорганизованной, саморегулируемой системой, функционирование которой во многом зависит от ее взаимодействия с внешней средой. В глобальном измерении человек как высший уровень живых организмов относится к биосфере. Биосфера — область жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы и верхнюю часть литосферы, гидросферу, В биосфере живые организмы (живая материя) ее среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную органическую систему. На него распространяются все закономерности функционирования биосферы и организмов, ее заселяют, с изменениями биосферы связано развитие общества, а также глобальные и локальные угрозы человеческой жизни.

Одновременно человек является элементом экосистемы — совокупности (единого комплекса) организмов и условий их существования, неживых компонентов окружающей среды (атмосферы, почвенный покров, водоемы), находящихся во взаимосвязях и взаимодействии, в результате которых происходит биотический (греч. bios — жизнь), круговорот, обмен веществ и энергии. Образуют экосистему организмы и весь комплекс физических факторов. Они могут быть устойчивыми и сохраняться длительное время и краткосрочными (например, искусственные водоемы).

Среда функционирования человека охватывает не только природные, но и техногенные и социокультурные элементы. Это означает, что ее жизнедеятельность происходит в антропоэкосистемы, которой, как правило, считают однородно заселен (по определенным критериям) пространство, которому свойственны однородные для определенного времени формы взаимодействия людей с окружающей средой. Антропоекосистему формируют такие компоненты и процессы природа, ее загрязненность, населения, его культура, уровень образования, здоровья, экологическое сознание, социально -бытовые условия жизни, хозяйственная деятельность и прочее.

Человек не является пассивной, вполне в зависимости от внешней среды существом. Благодаря своей уникальной телесно — душевной организации она смогла подняться над миром животных, стала общественной личностью, способной планомерно и целенаправленно действовать, изменяя окружающий мир, свою жизнь и свою сущность. Духовно -культурное господство над природой (одновременно с зависимостью от нее) отличает человека среди живых существ, делает ее творцом своей жизни, его материальных, духовных и культурных реалий. Кроме того, человек способен отделять значу еще, ценностное от полезного, целесообразного, функционального, что обогащает особым смыслом ее жизни и формы взаимодействия с окружающей средой.

Создание человеком реалий своего материального бытия, утверждение духовных ценностей происходило в процессе и благодаря познанию, использованию ней природных закономерностей, поэтому человеческие творения в значительной мере повторяют произведения природы. Все глубже познавая ее закономерности, используя ее потенциал для своих целей, человек не всегда действовала взвешенно, наносила вред окружающей среде и себе. Научить человека осознавать себя неотъемлемым элементом природного мира, учитывать и рационально, без негативных последствий, использовать его закономерности и взаимозависимости является обязательным элементом валеологического мировоззрения.

Экологическое мировоззрение является важным фактором обеспечения выживания человеческой популяции, гармонизации биологического взаимодействия человека с окружающей средой. Бесконечное разнообразие индивидуальных жизненных путей постоянно требует соотносительности человеческого бытия с природными ритмами Вселенной, ибо только естественное развитие человека как сложного, самоорганизующегося, саморегулирующегося организма гарантирует его гармоничность. Обретение человеком валеологического мировоззрения к экологических знаний является предпосылкой целенаправленных усилий по сохранению своего здоровья.

Загрузка...
Мы в Google+