Исторические этапы взаимодействия общества и природы и их экологические особенности

Из истории становления человека. Время появления человекообразных на планете Земля разные ученые трактуют по-разному. Возраст человека определяют двумя, пятью и десятью миллионами лет. В 1960 г. английский археолог Л. Лики открыл в районе Восточной Африки остатки Человека умелой старше 2 млн лет. Позже на озере Рудольфа (Кения) найдены подобные останки возрастом 5,5 млн лет. Причиной появления человека именно в этой местности ученые называют повышенную природную радиацию, которая приводит мутации в живых организмах. Этого человека относят к австралопитеков.

В 1891 г. на острове Ява найдены остатки существ, живших 0500000 лет назад, использовали орудия труда и получили название питекантропов.

В 20-е годы ХХ в. в Китае был найден человек, который питалась мясом, использовал огонь, посуду, однако еще не умела разговаривать. Ее назвали синантропом.

В 1868 г. в пещере Кро-Маньон (Франция) были найдены останки существа, подобного современного человека, жившего 40-15 тыс. лет назад и получила название Человек разумный, кроманьонец.

Этапы взаимодействия общества и природы. В современной литературе по социальной экологии существует несколько подходов к построению исторической периодизации процесса изменения взаимоотношений между обществом и природой. Однако наиболее обоснованным является анализ взаимоотношений общества и природы через призму его хозяйственной деятельности. Именно поэтому рассмотрим хозяйственно-культурные типы человеческого общества. Так, выделено четыре этапа (периоды) становления взаимоотношений между обществом и природой:

1. Этап охотничье-собирательской культуры.

2. Этап аграрной культуры.

3. Этап индустриального общества.

4. Постиндустриальная эпоха.

Охотничье-собирательская культура. В эпоху палеолита (40-15 тыс. лет назад) основой существования первобытного общества была охота на крупных животных, которое сопровождалось сбором насекомых, моллюсков, растительной пищи и т.д.. Первобытный человек принимала от природы ровно столько, сколько ей было необходимо для обеспечения питания. Важным фактором отделения человека от эволюции животного мира стал переход к изготовлению и постоянного использования орудий охоты и труда (рис. 16). Это были ножи, пилы, сверла, скребки, рубила, молотки. Для их изготовления использовали кремень, кварц, горный хрусталь, застывшую вулканическую лаву. Техника изготовления этих орудий труда постепенно совершенствовалась.

Важным отличием между людьми и другими видами животных было использование огня. Около 300 тыс. лет назад человек начал использовать огонь, возникающий от молний (или по другим причинам), а около 150 тыс. лет назад она научилась его добывать. Использование огня сделало человека менее зависимым от климатических изменений.

Отходы жизнедеятельности первобытных охотников быстро утилизируются природой. Общегодовой количество нечистот от группы в 20 человек составляла около 10 т и рассеивалась по территории в 400 км2. По своему составу это органические отходы пищи и одежды, которые являются привычными для окружающей среды.

Первобытный человек мог существенно регулировать численность отдельных видов животных, растений, загрязнять продуктами жизнедеятельности места своего расселения. Однако в целом его взаимоотношения с природой были гармоничны. Первобытный человек воспринимал мир, ощущая себя частью природы. Леви-Брюль в своей работе «Первобытное мышление» отмечает, что между группами первобытных людей и землей, на которой они существовали, установились отношения соучастия, когда каждая социальная группа чувствовала себя мистически связанной с той чистина территории, на которой она живет или по которой передвигается.

Эпоха аграрной культуры. Аграрная культура охватывает период, когда основой материального производства было земледелие и скотоводство с момента появления сельского хозяйства (около 8 тыс. лет назад) до возникновения полноценного промышленного производства (середина XVIII в. Н. Э). Приручение животных, переход от охоты к сельскому хозяйству и оседлому образу жизни получило название неолитической революции (рис. 17, 18).

С появлением первых сельскохозяйственных культур (тыквы, гороха, фасоли, льна) можно говорить о первых цивилизации, возникшие на Востоке и изменили эпоху варварства. Развитие земледелия и скотоводства обусловил существенные изменения в ландшафтах.

По оценкам демографов, в эпоху земледелия значительно возросла численность населения, его плотность. Первые земледельцы и скотоводы объединялись в группы до 300, иногда 500 человек. Возросла и продолжительность жизни людей. Основным регулятором продолжительности жизни были болезни, которые человеку доставались от животных и из-за ухудшения санитарно-гигиенических условий проживания. Вокруг поселений накапливались отходы, нечистоты, загрязнялись почвы и водоемы, что способствовало распространению возбудителей инфекций.

Большой ущерб природной среде наносило скотоводство. Разведение домашних животных, их скопление в окрестностях населенных пунктов, выпас на ограниченных участках привели к деградации травяного покрова, лесо-кустарниковых группировок, развития процессов опустынивание в ряде регионов мира.

Возникновение городских поселений в 4-3 тыс. до н. е. способствовало концентрации населения, развития систем коммуникаций, существенно меняло окружающую природу. Начался процесс окультуривания ландшафтов, который оказывался в изменении их структуры, обеднении видового разнообразия, загрязнении водоемов, почв, воздушной среды.

В эпоху античности в результате усиленного антропогенного давления на природные процессы произошли заметные изменения негативного характера многих регионов мира: побережье Средиземного моря, Месопотамии, Египта, Средней Азии, Юго-Восточной Азии, Центральной Америки и т.д..

Последним этапом в развитии аграрной культуры стала эпоха феодализма (V-VI вв. Н. Э). Для нее характерной особенностью является широкое использование в производственных процессах природных енергентичних ресурсов — ветровых и водных. Ветровые и водные двигатели впервые были использованы в мельницах, на мануфактурах. Роль тягловой силы в хозяйственных процессах выполняют волы, лошади, другие домашние животные.

В этот период существенно меняется мировосприятие человека, понимания ее места и роли в среде. Так, в эпоху средневековья стали появляться первые законодательные акты природоохранного направления, которые регулировали охота, оберегали водно-болотные угодья, озера, леса.

Развитие представлений о Вселенной способствовал формированию нового толкования и понимания человеческих отношений с природой. Развитие географического мировоззрения человечества за великими географическими открытиями и накоплением значительного количества эмпирических знаний нуждались теоретического обобщения и осмысления. Однако природодослидження еще находились под контролем религиозных догм.

Загрузка...
Мы в Google+