Признаки живых организмов

Возможно, есть необходимость поговорить со школьниками о признаках живых организмов, для того чтобы можно было выделить основные признаки живого и особенности именно животных организмов.
Все живые организмы объединяет то, что они имеют ряд основных признаков. Надо спросить у школьников, это признаки, выслушать их ответы и добавить те признаки, которые школьники не назвали.

Основные признаки живого.
1. Единство химического состава (в состав живых организмов входят белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, липиды).

2. Единый принцип структурной организации (все живые организмы состоят из клеток).

3. Самовоспроизведение (репродукция).

Рассказывая об этом признак, необходимо показать, что существование каждой отдельно взятой биологической системы ограничено во времени и поддержания жизни связано с самовоспроизведением. Репродукция тесно связана с другими фундаментальными свойствами живых организмов — наследственностью и изменчивостью.

4. Наследственность — способность живых организмов передавать свои признаки и свойства следующему поколению.
5. Изменчивость — это способность живых организмов существовать в различных формах и вариациях.

6. Рост и развитие.
Рассказывая об этом признак, следует напомнить, что процессы роста и развития характерны для всех живых организмов и являются общими свойствами живой материи. Они взаимосвязаны, но не тождественны. Расти — значит увеличиваться в размерах и массе с сохранением общих черт строения. Развитие же сопровождается изменением живых объектов, в результате развития возникает новое качественное состояние объекта.

7. Раздражительность.
Рассказывая об этом признак, следует показать, что в процессе эволюции у живых организмов выработалась и закрепилась свойство избирательно реагировать на внешние воздействия. Это свойство называют раздражительностью. Реакция многоклеточных животных на раздражители осуществляется с помощью нервной системы и называется рефлексом. Организмы, которые не имеют нервной системы, например, простые или растения, лишенные рефлексов, их реакция на воздействие внешних факторов выражается в изменении характера движения или роста. Ответные реакции простейших одноклеточных животных называют Таксис. Например, положительный фототаксис — движение по направлению к свету, отрицательный фототаксис — движение в направлении от света.
Можно спросить о том, какие движения характерны для растений (тропизмы, настии).

8. Дискретность.
С этим свойством живого школьники встречаются впервые, о ней нужно рассказать подробнее. Слово дискретность происходит от латинского discretum, что означает прерывистый, разделенный, состоящий из отдельных частей. Дискретность — всеобщее свойство материи. Жизнь на Земле проявляется в виде дискретных форм. Любая биологическая система (например, организм, популяция, вид, биоценоз) состоит из отдельных, но взаимосвязанных и взаимодействующих частей, образующих структурно — функциональное единство.

9. Авторегуляции.
С этим свойством живого школьники также не встречались в процессе предварительного изучения биологии. Авторегуляции (саморегуляция) тесно связана с гомеостазом. Гомеостаз — это способность живых организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях среды, поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов. Авторегуляции осуществляется посредством гомеостаза.

10. Ритмичность.
Необходимо отметить, что периодические изменения в окружающей среде влияют на живую природу, формируя собственные ритмы живых организмов. Эти ритмы зависят от ритмических процессов, характерных для Солнца, Земли и Луны, то есть имеют космическое происхождение. Ритмичность, направлена на согласование функций организмов с окружающей средой, является необходимым приспособительной реакцией. К сожалению, это свойство живых организмов обычно обминается вниманием редко обсуждается на уроках биологии, приводит к непониманию учениками многих явлений и процессов в живой природе.

Загрузка...
Мы в Google+