Животные в системе живой природы

Поскольку школьники уже знают о разделении живых организмов на царства и изучали царства Растения, Грибы и Дробьянкы, то целесообразно начинать разговор о царстве Животные с повторения понятия «система».

Окружающий мир представляет собой единую систему. Система — это целое, состоящее из частей (компонентов), которые взаимосвязаны и влияют друг на друга. Основными компонентами окружающего мира есть живая и неживая природа. Между живой и неживой природой существуют многочисленные связи. Может привести примеры таких связей? Например, для всех живых организмов (компоненты живой природы) необходима вода (часть неживой природы), без воды жизнь невозможна. В то же время богатая растительность лесов сохраняет влагу в почве, увлажняет воздух. После вырубки лесов уменьшается количество воды в почве, мелеют реки, климат становится более сухим.

Живая и неживая природа также являются сложными системами. В состав системы живой природы входят живые организмы: растения, животные, грибы, бактерии, миме которыми существуют взаимосвязи. Может привести примеры таких взаимосвязей? Например, растения служат пищей для травоядных животных. После отмирания растений и животных их, остатки попадают в почву, где почвенные грибы и бактерии разлагают их к минеральным, есть очень простых веществ, которыми питаются растения.

Затем нужно поговорить об особенностях животных, их отличия от растений и грибов.
Показывая связи животных с другими организмами, следует сказать о том, что у животных много общего с представителями других царств. Например, животные и растения имею, -» клеточное строение, сходный химический состав, много общих свойств (обмен веществ, наследственность, изменчивость, раздражимость). Эти связи глобальные, они отражают общность всего живого на Земле.

Как потребители готовой органического вещества, т.е. консументы, животные являются важнейшими звеньями цепей и сетей питания. В результате процессов жизнедеятельности и подвижности животные потребляют, перераспределяют в биосфере огромные количества вещества и энергии и благодаря этому ускоряют течение биологического круговорота веществ.
Немалой роль животных (особенно насекомых) как опылителей цветковых растений» распространителей семян и плодов. Неоспоримый их вклад в процессы образования почвы (черви, личинки насекомых, роющие грызуны), в формирование ландшафтов (роющие животные, копытные, бобры). Животный мир является частью системы живой природы и влияет на жизнь биосферы и человека.

Конечно, не весь материал, предложенный для рассказа с элементами беседы, учитель будет использовать на уроке, а возможно, построит беседу по -другому, опираясь на другую логику своего изложения.

Загрузка...
Мы в Google+