Загадка пустынных «автографов» Наски

Плато Наска длиной 60 километров расположено в 400 километрах к югу от перуанской столицы Лима. На первый взгляд, эта земля, где капли жидкого дождя, падая на раскаленную каменистую поверхность, сразу испаряются, кажется такой же, как и другие пустыни мира. Однако если посмотреть на плато с самолета, можно увидеть удивительные вещи. Перед потрясенными наблюдателями открываются гигантские рисунки: ящерицы, змеи, ягуары, черепахи, пауки, рыбы, киты, птицы, обезьяны и даже… человек в странной одежде, которую ученые назвали «астронавтом»!

Все изображения нанесены на поверхность глубокими канавками-линиями. Некоторые силуэты достигают размеров в сто и более метров и образованные светлыми линиями на фоне темного каменистого грунта. Изображения, сменяя друг друга, покрывают десятки километров. Но самое интересное — их можно увидеть только с большой высоты (из космоса, кстати, тоже). Как тут не поверить, что они оставлены землянам пришельцами из других миров? Неслучайно одна из гипотез предполагает, что Наска — огромный космодром, на который когда-то садились звездные корабли. Впрочем, не будем спешить.

Возможно, существует вполне «земное» объяснение рисунков Наски?
Первым серьезное изучение «автографов» Наски в 1939 году начал американский профессор Пол Косок. Вскоре к нему подключилась немецкая энтузиастка, астроном-математик Мария Райхе (эта женщина посвятила раскрытию тайны перуанской пустыне сорок лет). Исследователи предположили, что древние индейцы создали на поверхности Наски наибольшую астрономическую книгу в мире. К реализации такого глобального проекта их подтолкнули обстоятельства: жители негостеприимного плато были земледельцами, поэтому для них точное определение времени начала посева и сбора урожая имело важное значение. Поэтому каждая линия их практически вечной книги указывала место восхода или заката звезды или планеты, «напоминали» о начале проведения тех или иных сельскохозяйственных работ. Мария Райхе даже попыталась объяснить, каким образом древние мастера наносили на поверхность гигантские многокилометровые рисунки. Она нашла на окрестных скалах тысячи небольших изображений-«эскизов» IV века до н. е. и убиты в грунт сваи VI века н. е. Последние, возможно, играли роль координатных точек при нанесении большого силуэта. А прямые линии могли помочь проводить полуметровые вогнутые зеркала «тупую», изготовленные из тщательно отполированного металла: золота, серебра, меди и сплавов. Таких изделий эллипсоидной или круглой формы, насаженных ребром на подставку в рост человека, в местных захоронениях много. Зеркала передавали солнечных «зайчиков» на расстояние в несколько километров! К сожалению, эта гипотеза не смогла объяснить некоторые интересные особенности гигантских изображений. В частности, непонятно, зачем индейцам понадобились «портреты» зверей и птиц.
Математик Дж. Хокинск не был в восторге от предположения Пола Косока и решил «похоронить» гипотезу коллеги с помощью компьютерного анализа пространственного расположения прямых Наски. Сделал он это с большим удовольствием, указав на то, что все совпадения направлений линий с астрономическими объектами могут быть вполне случайными.

Наска

Наска

Но развенчание «земной» гипотезы не привело к прекращению шума вокруг огромных, видимых только с воздуха контуров. Наоборот, сразу же появились две версии причин возникновения. Американец Ричард Муни заявил, что местные жители умели подниматься в воздух и использовали для этого своеобразные дельтапланы. Как доказательство своего предположения он привел обнаружены в Колумбии золотые игрушки, напоминающие по своей форме самолета. АДжим Вудман и Джулиан Нотт утверждали, что индейцы использовали для полетов воздушные шары. Чтобы доказать свою правоту, энтузиасты по образцам найденной в древних захоронениях материи сделали воздушный шар и, наполнив ее горячим воздухом, поднялись на высоту 90 метров. Однако затем шар упал вниз.

Еще одна оригинальная гипотеза связана с климатом Наски. Пустынный пространство перуанского плато — практически идеальное место для захоронений. И действительно, в некоторых случаях в центре рисунков находили мумифицированные тела. Ученые и многочисленные археологи-любители решили, что странные силуэты наносились прямо над усыпальницами. Они предположили, что размер рисунка прямо отвечал ранга похороненной в его центре персоны, а выбор изображения связан с прозвищем, которые индейские вожди носят при жизни. Сами рисунки не предназначались для всеобщего обозрения. Поскольку земли их не было видно, это обеспечивало достаточную сохранность захоронений и защиту от грабителей. Увидеть величественные силуэты непросто, даже поднявшись на соседнюю гору. Это можно сделать только в определенное время года и время суток. Глубинные «усыпальницы» действительно имеют входы, грузовые и вентиляционные колодцы. Но тогда в подобной системе должен существовать и подземный храм! А вот его энтузиасты и не нашли.

На площадках, на которые были нанесены рисунки, в разные годы было выявлено более 225 тысяч керамических сосудов, зарытых прямо в поверхность почвы. Археологи нашли на плато также сеть неглубоких заводненных подземных ходов (оросительную систему) и сеть глубинных ходов, которые проходят под рисунками с «усыпальницами».

В последние десятилетия прошлого века американский исследователь Давид Джонсон использовал для «тестирования» странных рисунков биолокационную рамку. После этого он высказал предположение, что прямые линии на плато «точно соответствуют расположению водоносных разломов на поверхности пустыни». Но с этой гипотезой не согласились геологи. Ведь разломы, которыми идут подземные воды, обязательно совпадают с отрицательными формами рельефа (балками, долинами временных водотоков, цепочками небольших впадин). Алинии пустыне Наски проложены на много километров независимо от рельефа местности. К тому же геологические разломы обычно образуют несколько систем параллельных линий, а на перуанском плато совсем другое расположение прямых линий.

Достаточно логичное объяснение «автографов» дал в начале 90-х годов российский исследователь Василий Давыдов. Для начала он обратился к древней названия Наски. До прихода испанцев племя Кеча называло плато Хумана — «местом, где возрождается жизнь». Сегодня Наска — одно из самых засушливых мест на Земле. Дождь выпадает здесь не чаще одного раза в два года! Но в древности на плато случались только очень непродолжительные периоды засухи: их вызвали сухие ветры, дующие с гор. А обычно влаги в районе Наски хватало, поскольку ветры с океана «обеспечивали» плато дождями и ливнями и «возрождали» его к жизни.

Загадочные линии Наски расходятся пучками от своеобразных площадок шириной 30-40 и длиной 300-400 метров. Наряду с площадками, прямо между линиями, изображены растения, птицы, рыбы и животные, которые были тотемами родственных племен. Некоторые исследователи предполагают, что странные многокилометровые прямые были дорогами. А В. Давыдов считает, что по ним индейские племена в определенное время собирались на ритуальные площадки. Наверное, это происходило именно тогда, когда над плато Хумана начинали дуть влажные ветры с океана. Кстати, эта гипотеза могла бы объяснить, почему у площадок на плато найдено множество морских раковин (перуанцы считают их символами воды).

Еще одна загадка Наски — особенности выполнения рисунков — тоже может быть объяснена их ритуальным назначением. Дело в том, что фигуры «прорисованы» в плато с помощью непрерывных канавок. Начало этих линий всегда располагается вблизи их конца; сами канавки не пересекаются течение всего гигантского рисунка. Глубина «контура» составляет 60-70 сантиметров. Он пересекает каменистый верхний слой почвы и доходит до слоя глины. Российский исследователь считает, что индейцы знали о том, что камни имеют низкую электропроводность, а глина — очень высокую, и использовали это знание в ритуальных целях. При прохождении низких грозовых облаков в прорытых канавках должны были вспыхивать «огни святого Эльма». Они четко вычеркивали тотемы и «дороги» и создавали на каменистом плато фантастическую картину, знаменуя начало «возрождения жизни». Это объясняет, почему изображения наносились одной незаурядной линией. Иначе отдельные части рисунка не светились бы.

Геологи неоднократно замечали, что «в некоторых точках поверхности Наски магнитная стрелка буквально сходит с ума, вращаясь, как заведено, по всей шкале прибора». То есть в почве действительно постоянно происходит движение электрических зарядов. Но вырваться наружу, чтобы снова зажечь в древних тотемов таинственные огни, они не могут. Ведь дожди уже не посещают загадочное плато…

Вообще, гипотез относительно возникновения и назначения странных рисунков Наски существует много. Но пока ни одна из них не признана окончательной и достоверной. К сожалению, таинственные силуэты потихоньку разрушаются. Стовісімдесятивосьмиметрову рептилию перерезало пополам скоростное Панамериканское шоссе. Позже обнаружились частично разрушенными некоторые линии многих других рисунков. Их уничтожают колеса автомобилей и ноги туристов. Поэтому ученым нужно спешить: не исключено, что на изучение рисунков плато Наска осталось немного времени.

Мы в Google+