Имперский фискальный аппарат Украины

Современное развитие государства Украина, особенно становления ее экономической политики с разноплановыми вызовами в течение последнего десятилетия, в частности мировым экономическим кризисом, увеличением внешнего и внутреннего долга, ростом бюджетных расходов наряду со значительным уменьшением доли ликвидного государственного имущества, выдвигает перед учеными потребность в изучении и осмыслении функционирования основных финансовых институтов и финансовой политики, в частности их исторического опыта. Серьезные изменения в финансовой политике Украины за последние годы, в частности принятие Бюджетного и Налогового кодексов, реформирование налоговых органов и др., Стимулируют рост общественного интереса к различным составляющим финансовой политики, прежде всего, бюджетонаполняющих, основным из которых является налоговая. Активные поиски законодателями и экономистами эффективной модели налоговой системы Украины все острее выявляют связанные с ней новые (а часто и старые) проблемы законодательства, поэтому значительного веса приобретают исследования по истории финансов, финансовой политики и законодательства, особенно в период формирования буржуазного общества и развития капиталистических отношений.

Проблемы истории налоговой политики на украинской территории в означенный период нашли определенное отражение в научной литературе, в частности в работах А. Берестова, Р. Жвалюка, В. Орлика и др.
Накануне Первой мировой войны в экономике Приднепровской Украины происходили процессы развития промышленности и выхода из затяжной депрессии начала ХХ в., В течение 19101914 гг. Развивались практически все отрасли, расширялся внутренний рынок, имперское правительство употреблял ряд мер по стабилизации государственных финансов. Одна из весомых ролей в процессе развития государственных финансов, как известно, принадлежит органам налогового контроля, ведь в 1913 около 62% доходов государственного бюджета Российской империи составляли именно разноплановые налоговые платежи (в том числе и 26,3% доходов от винной монополии) .
Для реализации налоговой политики правительства Российской империи на территории Украины было создано ряд специальных имперских (правительственных) и самоуправляющихся фискальных институтов, а также возложены функции фискального контроля на имперские и самоуправляющиеся институты власти. Остановимся подробнее на специальных институтах, созданных для реализации правительственной налоговой политики, в частности податных инспекторов и акцизных управлениях.

Институт податных инспекторов было создано в соответствии с законом от 30 апреля 1885 По замыслу законодателя, податные инспектор был исполнительным органом казенных палат, заведовал определенной податного участка. В 1897 г.. Вводится институт помощников инспекторов, закрепляли за наиболее сложными участками. Для координации деятельности налоговиков и поиска наиболее рациональных путей реализации их должностных обязанностей с учетом региональных особенностей, руководством казенных палат проводились съезды податных инспекторов в губерниях. На съезды выносились важнейшие вопросы налоговой политики и экономического развития региона, в частности крестьянское.

С началом Первой мировой войны деятельность налоговых инспекторов усложнилась, на них стали полагаться не свойственные им функции по мобилизации для нужд армии автомобилей и мотоциклов частных и юридических лиц, членство в городском присутствию по оказанию помощи семьям военнослужащих, определяли ценность конфискованной в австрийских и немецких подданных автомототехники и др. А в 1916 г.. После введения государственного подоходного налога даже было увеличено количество налоговых участков и податных инспекторов.
Акцизные управления были созданы в январе 1863 На чиновников губернских и окружных акцизных управлений в Приднепровской Украине после введения имперским правительством казенной монополии в конце ХК ст. возлагались задачи обеспечения взимания косвенных податей с подакцизных товаров. Анализируя деятельность этих фискальных институтов, необходимо учитывать и тот факт, что в украинских губерниях продукция винокуренной и сахарной отраслей экономики, то есть производство подакцизных товаров, значительно опережали общеимперские показатели. Первая мировая война принесла значительные изменения в деятельность органов акцизного надзора, в том числе из-за запрета продажи спирта и водочных изделий для местного потребления и увеличение акцизных ставок на все подакцизные товары. А после оккупации русскими войсками Восточной Галиции в 1914 г.. В этот регион направляются акцизные чиновники из украинских губерний для взимания акциза с нефти, водки и пива и обеспечения казенной монополии на соль и табак в соответствии с австро-венгерского законодательства.

Значительное место в системе имперского фискального контроля играли Присутствия из государственного промыслового налога, созданные после введения «Положение о государственном промысловом налоге» от 8 июня 1898 В соответствии со ст. 16. «Положение», ведение делопроизводства в губернском присутствию по этому налогу, по делам о взыскании за нарушение правил «Положение», возлагалось на одного из чиновников канцелярии губернатора или губернского правления по назначению губернатором. Однако по ходатайству Киевского, Подольского и Волынского генерал-губернатора к министру было отдельно выделено 1200 руб. для Киевского губернского присутствия, и по 700 руб. для Подольского и Волынского. В состав присутствия входили представители налогоплательщиков по квотам от Городской думы и от биржевого комитета. Подбор членов присутствия регламентировался и национальным признакам.

Мы в Google+