Особенности развития законодательной, исполнительной и судебной власти в Украине

Для становления Украины как правового демократического государства большое значение имела перестройка законодательной власти. Единственным органом законодательной власти, уполномоченным принимать законы, была Верховная Рада Украины. Важным шагом на пути развития законодательной власти стало принятие в ноябре 1992 г. Закона Украины «О статусе народного депутата Украины». Закон определил права, обязанности и ответственность народного депутата Украины, установил правовые и социальные гарантии осуществления им парламентских полномочий.

Для расширения законотворческой деятельности народных депутатов важное значение имело то, шо они осуществляли свои полномочия на постоянной основе. Однако на деятельности Верховной Рады негативно сказывалось отсутствие в Украине традиций парламентаризма. Многие принятых законов не имели прямого действия, задерживалась разработка подзаконных актов, которые бы конкретизировали законы и обеспечили их реализацию. Хотя закон предусматривал соблюдение депутатами депутатской этики, ее нормы нередко нарушались. Это негативно сказывалось на авторитете Верховной Рады.

Эффективность деятельности Верховной Рады ослабляло политическое противостояние, отсутствие согласия в работе законодательной и исполнительной власти.

Выдающимся этапом процесса создания стало утверждение Верховной Радой государственных символов. 16 января 1992 Государственным гимном Украины был утвержден музыкальное произведение «Ще не вмерла Украина…», написанный в 1863 г. композитором Вербицким на слова П. Чубинского. 28 января 1992 сине — желтый флаг был признан Государственным флагом Украины, а 19 февраля 1992 Верховная Рада Украины утвердила малый Государственный герб Украины — трезубец. Утверждение государственных символов сопровождалось острыми дискуссиями в Верховной Раде и в обществе. Для построения суверенного государства необходимо было прежде всего узаконить правовые основы ее безопасности. Этот процесс начала постановление Верховной Рады Украины «О 242 военные формирования в Украине», принятая 24 августа 1991 Важной вехой в истории военного строительства стало принятие 6 декабря 1991 Закона Украины «О Вооруженных сипы Украины», который определил правовые основы реформирования армии. Правовые гарантии суверенитета Украины обеспечивали Закона Украины «О государственной границе Украины» (ноябрь 1991 p.), «О пограничных войсках Украины» (декабрь 1991 p.). Важное значение имел Указ Президента Украины Л. Кравчука «О создании государственной таможенной комитета Украины» (декабрь 1991 p.).

На формировании исполнительной власти сказалась противоречие между президентом и Верховной Радой, которая заключалась в том, что каждая сторона пыталась построить свою исполнительскую вертикаль. По инициативе президента Л. Кравчука Верховная Рада в марте 1992 приняла Закон Украины «О представителе Президента Украины». Им было установлено, что представитель Президента Украины является высшим должностным лицом исполнительной власти — главой местной администрации в областях, районах, городах Киеве и Севастополе. Представитель Президента Украины имел широкие полномочия. Однако оппоненты президента в Верховной Раде считали, что, в соответствии со статьями Конституции Украины, власть на местах должна принадлежать не представителям Президента Украины, а председателям советов и их исполкомов. В результате возникали недоразумения. В марте 1993 г. Верховная Рада Украины внесла изменения и дополнения в Закон Украины «О представителе Президента Украины», которым было установлено, что главы областных и районных советов являются высшими должностными лицами в своих областях и районах. Благодаря этому напряженность в отношениях между местными руководителями была ослаблена.

На общегосударственном уровне противоречия были связаны с тем, что и Верховная Рада, и Президент Украины хотели иметь влияние на Председателя Кабинета Министров — премьер — министра. В октябре 1992 г. Кабинет Министров возглавил генеральный директор производственного объединения «Южмаш» Л. Кучма. После его доклада на сессии Верховной Рады о катастрофическом состоянии экономики народные депутаты дали согласие на дополнительные полномочия Кабинета Министров, который получил право в течение шести месяцев издавать декреты по экономическим вопросам.

Судебная власть в Украине формировалась с учетом потребностей экономического и общественно — политической жизни. В условиях рыночных отношений получили распространение конфликты между субъектами хозяйствования, поэтому важное значение имело принятие в июне 1991 г. Закона Украины «О хозяйственных судах». Фундаментальное значение для утверждения правового государства имело принятие в июне 1992 г. Закона Украины «О Конституционном Суде Украины», основной целью которого было обеспечение конституционной законности и верховенства Конституции Украины. В декабре 1992 г. был принят Закон Украины «О статусе судей», которым были определены права и обязанности судей, порядок их избрания, гарантии независимости, недопустимости вмешательства в деятельность судей и их неприкосновенности.

Загрузка...
Мы в Google+