Принятие Конституции Украины 1996 г.

После провозглашения независимости Украины в ней продолжала действовать Конституция УССР, принятое еще в 1978 p., В которой депутаты вынуждены были вносить изменения и дополнения.

Независимой Украине необходима была новая конституция. Конституционный процесс начался еще в 1990 г. Была создана Конституционная комиссия, которая в мае 1991 г. подала для обсуждения в Верховной Раде Концепцию Основного Закона Украины. Этот проект предусматривал строительство в Украине президентской республики с всенародными выборами президента. Против крепкой президентской власти, которая ограничивала власть советов, выступили коммунисты. В июле 1992 г. проект Конституции Украины был готов к широкому обсуждению. Однако среди депутатов не было единства относительно того, какой должна быть Украина: парламентской, президентской или президентско -парламентской республикой.

После выборов нового состава Верховной Рады и Президента Украины с сентября 1994 начала работать Конституционная комиссия. Руководители государства не могли договориться, какую форму государственного правления выбрать и как распределить полномочия между главой государства и парламентом. В декабре 1994 г. Президент Украины Л. Кучма подал на рассмотрение Верховной Рады конституционный закон «О государственной власти и местном самоуправлении в Украине», который предусматривал превращение Украины из парламентско — президентской в президентско -парламентскую республику. Президент становился единоличным главой правительства и получал право формировать его без согласования с Верховной Радой. Президенту было также подчиняться и местные государственные администрации. Однако этот проект не получил необходимого количества голосов в Верховной Раде.

Тогда Л.Кучма издал в мае 1995 г. Указ «О проведении опроса общественного мнения по вопросам доверия граждан Украины Президенту Украины и Верховной Раде Украины». Граждане Украины должны были ответить на вопрос: «Кому Вы доверяете — Президенту Украины или Верховной Раде?» Однако этот референдум не может обойтись без согласия Верховной Рады. Следовательно, необходимо было искать выход из конституционного кризиса. С этой целью между Президентом Украины и Верховной Радой 8 июня 1995 был заключен Конституционный договор. За ним к принятию новой конституции Украины органы власти должны были функционировать на основе закона «О государственной власти и местном самоуправлении в Украине».

Казалось, что Конституционный договор ослабил противоречия между ветвями власти. Однако после того, как Конституционная комиссия передала на рассмотрение Верховной Рады проект Основного Закона, который предусматривал двухпалатной структуре парламента, отношения между ветвями власти снова обострились.

С новой силой вспыхнули дискуссии о распределении полномочий между ветвями власти, формы собственности, о языке, государственной символике, статус Республики Крым. Сторонники президента снова начали говорить об обращении к народу в форме референдума. Президент Л. Кучма подписал соответствующий указ. Опять возник политический кризис. Победила позиция депутатов, которые понимали необходимость принятия конституции. Важную роль в преодолении конституционного кризиса сыграла Временная депутатская специальная комиссия, которую возглавил депутат М. Сирота. Комиссия приложила немало усилий, чтобы согласовать позиции различных партий и фракций.

Обсуждение проекта Конституции Украины происходило в условиях обостренного противостояния между Президентом Украины Л. Кучмой и председателем Верховной Рады Украины А. Морозом.

Президент Л. Кучма предупредил, что распустит Верховную Раду, если Конституция Украины не будет принята в парламентском зале, настаивал на принятии своего варианта Основного Закона путем референдума.

Последним этапом противоречивого и длительного конституционного процесса стала так называемая «конституционная» ночь с 27 на 28 июня 1996 г. Председатель Временной комиссии по доработке Конституции Украины М. Сирота читал текст в зале, выслушивал предложения, убеждал и призвал голосовать. Он простоял за трибуной Верховной Рады более 15 часов. Конституция Украины была одобрена. Депутаты, которые болели за судьбу Украины, искренне приветствовали М. Сирота. Его стали называть «героем конституционной ночи», «отцом украинской конституции».

После принятия Конституции Украины начался новый этап развития общества и государства. Этот документ, в котором был учтен мировой опыт государства, стал вершиной общественно — правовой мысли в Украине.

Конституция — это не только правовой акт, но и чрезвычайно важный политико — правовой документ долговременного действия, основа консолидации общества. Кроме сугубо правовых норм. Конституция Украины содержит важные нравственные ориентиры. Она закрепила основы государственной политики, направленной на обеспечение прав и свобод человека. Основная идея Конституции Украины — государство функционирует для человека, отвечает перед ним за свою деятельность. Конституция заложила основы для развития и укрепления демократического, социального и правового государства, в котором человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются наивысшей социальной ценностью.

В Конституции Украины закреплено положение о том, что государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Идея разделения властей, заложенная еще в 1710 г. в «Пакты и Конституция прав и вольностей Войска Запорожского» Филиппа Орлика, была воспроизведена в современных условиях в новой Конституции Украины.

Юридическая ценность и значение Конституции Украины как правового акта заключается прежде всего в том, что она, как Основной Закон государства, имеет высшую юридическую силу. Все законы и другие нормативно — правовые акты принимаются на ее основе и должны ей соответствовать.

Итак, Конституция Украины является основным источником законодательства на длительный период, основой развития законодательства и правовой системы в целом.

Загрузка...
Мы в Google+