Противоречия в развитии украинского искусства

В развитии украинского искусства наблюдались противоречивые тенденции: с одной стороны, художники должны были выполнять политический заказ правящей верхушки, а с другой — искали новые художественные формы и средства. Особенно заметной была противоречие между соцреализмом и свободой творчества.

Развитие украинского искусства ограничивался и тормозился государственной политикой, которая проводилась в этой сфере. Действовали репертуарные и художественные советы, которые могли изымать произведения, что, по их мнению, за художественный уровнем или идейным содержанием не соответствовали установленным требованиям. Нередко судьбу художественного произведения решали чиновники, не знали искусства, не понимали его природы и значения. Поэтому развивались прежде всего те жанры, которые не имели отчетливого национального содержания.

Художники стремились общественного признания, которое они могли получить через участие в выставках и распространения своих произведений. Выставочная деятельность в СССР осуществлялась и контролировалась государственными органами. Художники не могли свободно продавать свои произведения, потому государство установило монополию на приобретение художественных работ. Киноискусство контролировал Комитет по кинематографии СССР, который рассматривал и утверждал сценарии художественных, документальных, научно — популярных и учебных фильмов.

В СССР художники были объединены в творческие союзы. Государство способствовала творчеству прежде всего тех художников, которые были членами творческих союзов кинематографистов, композиторов, художников, писателей. Например, Союз художников Украины объединяла живописцев, скульпторов, графиков, мастеров монументальной, декоративно — прикладного и оформительского искусства, а также искусствоведов. Она входила в состав Союза художников СССР. Союзы считались общественными организациями, однако в действительности они выполняли волю партийно -государственного аппарата и часто использовались для усмирения непокорных. Одновременно членство в союзе способствовало обмену творческими достижениями, давало возможность участвовать в выставках, хотя при этом ограничивало творческую индивидуальность художника. При союзе функционировал хозрасчетный производственный комбинат, в котором художники могли реализовать творческие замыслы и улучшить свое материальное положение. Члены творческих союзов имели значительные привилегии. Применяя тактику поощрений и наказаний, партия через творческие союзы контролировала деятельность художников.

Украина, находясь в составе СССР, не могла осуществлять свою политику в области культуры. Художники не имели возможности продемонстрировать миру свои достижения, потому что «железный занавес» отмежевывала их от мировых культурных процессов и приводило к изоляции.

Углублялась противоречие между формой и содержанием художественного творчества. Политический режим допускал использование в творчестве национальных мотивов, но только тех, которые не относились драматической исторической судьбы украинского народа и социально — политических проблем его современного бытия. Есть народное искусство могло развиваться или на основе «соцреализма», или же воспроизводить красоту, которая не нарушала социальные проблемы.

Достигая высокого мастерства, художники одновременно понимали, что для создания действительно украинского искусства, им необходимо проявить определенную гражданское мужество. Чтобы сохранить право на творчество, художники часто вынуждены были уступать своими творческими принципами. Певцы, музыканты, актеры достигали высокого исполнительского мастерства, художники в совершенстве владели кистью, однако тематический диапазон был ограничен партийным контролем.

Противоречивость художественных процессов проявилась также в художественной самодеятельности, которая стимулировалась коммунистической партией и приобрела массовый характер. С одной стороны, она способствовала подъему эстетического уровня граждан, выявлению талантливой молодежи, с другой — служила удовлетворению политических амбиций правящей верхушки и имела подтверждать тезис о народном характере искусства.

«Сближение» и «расцвет» культур народов СССР должен был продемонстрировать обмен их культурными достижениями. Типичными в этом были Дни литературы и искусства Беларуси в Украине и Украины в Белоруссии, проводившихся в 1970 — х годах. Такие меры действительно обогащали знания о творческих достижениях художников других республик, однако они также контролировались и ограничивались партийными органами. Да. во время гастролей в Киеве Белорусского академического театра им. Янки Купалы летом 1974 ГК КПУ поступила докладная записка, в которой предлагалось исключить из репертуара одну из пьес на том основании, что в ней высмеивались «отдельные явления нашей жизни».

Несмотря на унификацию культуры и регламентацию творчества, изобразительное, хореографическое и оперное искусство, музыка, театр, кино достигли высокого профессионального уровня. Украинские художники получили успех у публики как в СССР, так и за рубежом.

В 1970 — х годах развилась и приобрела популярность украинская эстрадная музыка, основоположником которой стал Владимир Ивасюк. Он написал более 100 песен, большинство которых выполнял талантливый певец Назарий Яремчук. Жизнь автора чрезвычайно популярной песни «Червона рута» оборвалась при трагических обстоятельствах: его нашли мертвым в лесу под Львовом. Похороны В. Ивасюка 22 мая 1979 превратился в массовую акцию протеста.

Высокого уровня достигло украинское вокальное искусство. Исполнительским мастерством зрителей захватывали певцы Д. Гиатюк, Н. Кондратюк, Е. Мирошниченко, А. Мокренко, Д. Петриненко, А. Соловьяненко, М. Стефюк.

В репертуаре солиста Киевского театра оперы и балета Дмитрия Гнатюка было более 40 сложных ролей: Остап («Тарас Бульба»), Николай («Наталка Полтавка»), Султан («Запорожец за Дунаем»), Игорь («Князь Игорь») и др.. В его исполнении звучали популярные песни того времени: «Родная моя» П. Майбороды, «Два цвета» А. Билаша, «Мой Киев» И. Шамо. Интересная творческая биография Анатолия Соловьяненко. Он родился в Донецке, учился в политехническом институте, одновременно занимаясь вокалом. Находясь на стажировке в Италии, стал лауреатом конкурса «Неаполь против всех». Впоследствии пел в Киевском оперном театре.

Новыми произведениями обогатился украинская живопись. На это же время приходится последний период творчества живописца Николая Глущенко, художественные полотна которого получили европейское признание. Считают, что он создал более 10 тыс. картин.

Общечеловеческая тема борьбы добра и зла отражена в творчестве украинской народной художницы, представительницы школы «примитивного искусства» Марии Примаченко. Расцвет ее творчества приходится на начало 1970- х годов (картины «Свадьба», «Роман и Оксана», «Галя на свадьбу приглашает»).

В 1986 г. художница создала «чернобыльскую серию» картин.

Продолжал творческую работу Василий Касьян — основатель графической школы, основанной на принципах реализма и народности.

Одновременно художники В. Зарецкий, А. Горская, Г. Севрук, П. Заливаха пытались противопоставить официальному искусству свой оригинальный стиль.

В художественном мире известны живописные произведения Николая Дерегуса из цикла «Степь», «Поход Святослава», «Голод. 1933», «Портрет жены в красном».

Типичным примером искусства соцреализма можно считать картину И. Тартаковский «Звено бригады Героя Социалистического Труда Г. Серой».

Заметным событием в 1500- летия Киева стало открытие памятника основателям Киева — братьям Кию, Щеку, Хориву и их сестре Лыбидь. Его автор — скульптор Василий Бородай — был отмечен Государственной премией УССР им. Т. Г. Шевченко за памятник партизанам- ковпаковцам в г. Яремче Ивано — Франковской области.

Интересные художественные школы развивались в регионах. Ряд пейзажей, портретов, натюрмортов создал один из основателей закарпатской школы живописи И. Бокшай. В направлении пейзажной живописи творил закарпатский художник А. Кашшаи («Карпатский пейзаж», «Везут дрова», «Свежий день»). Почему П. Шелест считал, что необходимо «помогать» писателям «разбираться» в сложных вопросах?

Загрузка...
Мы в Google+