Раскол украинского православия

Приобретение Украиной независимости привело к возникновению в украинских политических и религиозных кругах стремление быстрее  сделать независимую православную церковь, создать в пределах Украины единую поместную православную церковь. Это стремление завершилось созывом в ноябре 1991 г. Поместного собора УПЦ, который единогласно поддержал предложение митрополита Филарета о независимости Украинской церкви от РПЦ. Все епископы во главе с митрополитом Филаретом поехали в Москву просить отпускную грамоту. Однако руководство РПЦ не желало такого развития событий. Архиерейский собор РПЦ, который состоялся в марте- апреле 1992 г. в резиденции патриарха Алексия II, отказался предоставить автокефалию УПЦ и лишил организатора Поместного собора Филарета митрополичьей кафедры в Киеве, которой он руководил с 1966 г. В мае 1992 г. в Харькове по инициативе высшего духовенства РПЦ состоялся Архиерейский собор УПЦ, который объявил своим предстоятелем митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана). За ним последовал почти весь епископат УПЦ. Однако митрополит Филарет отказался признать эти решения. Он заявил, что в такое трудное время не может оставить украинскую паству. В июне 1992 г. митрополит созвал в Киеве Всеукраинский православный объединительный собор. На нем сторонники Филарета объединились с Украинской автокефальной православную церковью и создали Украинскую православную церковь Киевского патриархата (УПЦ КП). Ее патриархом был провозглашен 94- летнего главу УАПЦ Мстислава.

Заместителем патриарха стал митрополит Филарет. Однако патриарх Мстислав не признал вновь церкви, а потому не все прихожане УАПЦ влились в УПЦ КП. После смерти патриарха Мстислава (июнь 1993 г.) в сентябре патриархом УАПЦ стал митрополит Димитрий (Владимир Ярема).

В октябре 1993 г. своего патриарха избрала и УПЦ КП. Им стал митрополит Владимир (Романюк). известен своими усилиями по легализации УАПЦ.

Большинство верующих не поняла сущности преобразований, которые хотели провести политики и высокие церковные иерархи. их прежде беспокоило. что без согласия патриархов Мстислава или Алексия II новая церковь не могла приобрести благодати. Церковное противостояние, сопровождаемое конфликтами, взаимными проклятиями, не изменило ситуации в православии. В начале 1995 г. УПЦ МП опиралась на 6 тыс. общин православных, УПЦ КП ушло 1753 общины, УАПЦ объединяла 616 общин православных.

После смерти патриарха Владимира (Романюка) в июле 1995 г. УПЦ КП возглавил Филарет. Попытка похоронить прах патриарха Владимира на территории национальной святыни православных Украинской — Софии Киевской 18 июля 1995 — вызвали острый межконфессиональный конфликт. После кровавых столкновений тело патриарха было погребено у входа в Софийский собор. Острый конфликт вспыхнул между верующими УПЦ и УАПЦ на Чернечей горе в Каневе в мае 1991 г. во время празднования 130- й годовщины перенесения праха Т. Шевченко из Санкт -Петербурга. Эти конфликты обычно препятствуют сплочению украинского общества.

Современная УАПЦ в 2003 г. пережила новый раскол. После смерти патриарха Димитрия, по его завещанию, решено было не избирать патриарха, а просить митрополита Константина (Багана) духовно присматривать за украинской православной церковью в Америке. Настоятелем УАПЦ в Украине стал митрополит Мефодий (Кудряков). В июне 2003 г. он провозгласил себя митрополитом Киевским и всея Украины и вышел из-под опеки митрополита Константина. В юрисдикции последнего в Украине осталась только Харьковско — Полтавская епархия и ряд отдельных приходов.

Бурное развитие религиозной жизни поставил перед государством новые задачи большого общественного значения — не допускать проявлений вражды на почве религиозных убеждений, ситуаций, когда бы религиозные фанатики угрожали единства и спокойствия общества.

Загрузка...
Мы в Google+