Становление института президентства в Украине

Становление института президентства в Украине началось накануне провозглашения независимости Украины внесением соответствующих изменений в Конституцию Украинской ССР. В соответствии с Конституцией СССР, Президент Украины был признан высшим должностным лицом украинского государства и главой исполнительной власти. Важной вехой в становлении института президентства Украины стало принятие 5 июля 1991 Закона УССР «О Президенте Украинской ССР». Им был определен статус Президента УССР, порядок принятия присяги и ее содержание, его отношения с Верховной Радой. Законом было установлено, что Президент СССР осуществляет свои полномочия, опираясь на Кабинет министров Украинской ССР, может создавать необходимые управленческие и консультативные структуры. Порядок проведения выборов Президента Украины был определен законом «О выборах Президента РСФСР».

Первый Президент Украины Л. Кравчук имел статус главы государства. Для выполнения своих функций он создал постоянно действующий орган — Администрацию Президента Украины. Общее руководство Администрацией Президента Украины осуществлял секретарь Администрации Президента Украины. Основной задачей администрации было организационное, правовое, консультативное обеспечение деятельности Президента Украины. Во времена Президента Украины Л. Кучмы руководитель администрации стал называться главой Администрации Президента Украины.

С целью создания исполнительной вертикали, подчиненной Президенту Украины, весной 1992 г. в всех областях, городах Киеве и Севастополе были введены должности представителя Президента Украины. Представитель наделялся функциями высшего должностного лица государственной исполнительной власти, ему была подчинена местная государственная администрация. Во многих областях по рекомендациям местных организаций НРУ, «Просвиты», «Мемориала» заместителями представителей Президента Украины по гуманитарной политике были назначены лица, предложенные национально -демократическими силами. Это создавало впечатление, что представители этих сил принимают участие в формировании новой власти. На самом же деле они, принимая на себя бремя ответственности, не имели финансовых и административных возможностей для существенного влияния на гуманитарную политику государства.

В соответствии с Законом Украины «О представителе Президента Украины», он должен был обеспечить на соответствующей территории реализацию законов Украины, указов Президента Украины, других актов законодательной и исполнительной власти, осуществлять контроль за их соблюдением. Представитель Президента Украины имел право потребовать прекращения, а в случае необходимости останавливать действия должностных лиц, противоречащих законодательству. Была сделана попытка урегулировать отношения представителя Президента Украины с органами местного и регионального самоуправления и разграничить их полномочия. В частности, он имел право контролировать деятельность органов местного и регионального самоуправления по вопросам соблюдения Конституции и законов Украины, указов Президента Украины, других актов законодательной и исполнительной власти. В Республике Крым статус представительства Президента Украины определялся отдельным законом.

Вскоре деятельность представителей Президента Украины вступила в противоречие с деятельностью председателей соответствующих советов, которые потеряли большинство своих властных полномочий. Поэтому под давлением местных советов и при поддержке прокоммунистическую большинства Верховной Рады институт представителей Президента Украины в 1994 г. было ликвидировано. Зато, согласно новому законодательству, функции исполнительной власти в областях, городах, районах переходили к исполкомам советов. Руководство исполкомами и советами соответствующих уровней осуществляли их головы, которые избирались всенародным прямым голосованием.

Загрузка...
Мы в Google+