Каковы основные принципы этнонациональной политики государства?

Этнонациональная политика — это система законодательных, организационных и идеологических мероприятий государства, направленных на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, разрешения противоречий в сфере национальных отношений. Это целенаправленная деятельность по регулированию взаимоотношений между нациями и этническими группами, закрепленная в соответствующих политических документах и правовых актах государства.

Целью национальной политики может быть: национальный суверенитет, национальная консолидация, межэтническая интеграция, сближение наций, защите национального от воздействия инонационального т.п..

В Украине четко определены принципы этнонациональной политики, которая по своей сути является политикой тщательного и своевременного учета и разработки механизмов согласования национально — специфических интересов украинского, этносов и регионов в стратегии и тактике развития всей страны.
Главными принципами национальной политики в Украине являются:
• уважение прав человека и основных свобод, в том числе национальных, независимо от пола, веры, социального положения и региона проживания;
• равные права этносов при различных формах их самоопределения и обязательного сохранения соборности, государственности;
• многонациональная единство Украинского государства, его этносов и граждан;
• развитие многонационального украинского общества путем диалога, мирного решения проблем, отказа от применения силы, кроме соответствующих действий в случае угрозы массового нарушения прав человека и национальностей;
• государственная поддержка украинского и малочисленных народов, сохранения их традиций, культуры, языка и среды обитания;
• предоставление международных гарантий защиты прав и свобод украинского в иностранных государствах.
Указанные принципы тесно связаны друг с другом и составляют органическое единство. Соблюдение каждого является условием их практической реализации, которая предусматривает:
• точное учета конкретных исторических условий развития этносов и государства в целом;
• создание общепризнанных законных механизмов и норм, с помощью которых обеспечивается воплощение этих принципов в жизнь.
В зависимости от степени развития национальной общности государственные институты заинтересованы в разработке такой стратегии, которая удовлетворяла бы ее интересы и потребности в постепенном развитии общества в целом. Именно политические интересы и является тем механизмом, обуславливающим тенденции развития межэтнических отношений на первом этапе и на перспективу.

В етнодержавознавчий литературе разработана общая модель безопасности по всему комплексу этничности в переходном обществе. Эта функциональная схема касается преимущественно проблем этнической и региональной политики и охватывает такие внутренние и внешние факторы межэтнических и международных отношений на общем уровне: эффективность системы государственного управления; конституционный строй и конституционные проекты реформирования государственного строя (модели государственного строя — федерация, унитаризм); федералистские и регионально — автономные политические, национальные и сепаратистские движения.
Важным принципом этнополитики является учет специфики национального развития, национально — государственной традиции, украинского менталитета, образа жизни, собственной национальной жизнедеятельности, успешного государства, украинского конституционализма.
Привлечение к нациотворческий работы представителей всего украинского социума невозможно без основательной разработки основ критического этнополитического мышления, которое должно стать методологической основой государственной концепции этнонациональной политики в Украине.
Основные принципы этой концепции предложены политологами етнодержавницькои школы Ю. Рымаренко. Авторы концепции провозгласили ее целью обеспечения равновесия между общими потребностями и потребностями этнокультурного возрождения всех этносов Украины. Они считают, что эта концепция может реализовать задачу связать продвижения Украины к гражданскому обществу с четкой программой по национальному вопросу, сдвигами в сфере этнонациональных отношений. При этом национальном постепенные предоставляется ярко выраженная государственная направленность: национальные ценности являются ценностями общегосударственного, общенационального порядка.

Общеисторическая фон этой концепции основывается на том, что теперь на первый план выходит так называемая политическая фаза национального возрождения, а это порождает потребность в разработке теоретических основ государственного и правового возрождения всех этносов, в том числе и титульного, давший название государству.
В соответствии с этим современная украинская нация открыта полиэтнической общностью, исторически складывается на территории Украины и осознает себя как украинский народ, сообщество граждан Украины.

Современные етнополитологы уверены, что использование термина «этнополитический организм» снимает возражения относительно терминов «украинская политическая нация» и соответственно «нация — государство», которые охватывают понятие и украинской нации, и всех малых этнических групп. Это является своеобразным проявлением интеграции украинского общества на политических принципах, не отвергая этнических.

Таким образом, основой легитимности государственной власти должно стать этнонациональная единство, желание всех этносов утвердиться в форме определенного этнокультурного общежития. В свою очередь, государство должно подняться над этнической направленностью национальной идеи и рассматривать ее как общую для всех этносов на собственной территории. Надо помнить известное выражение X. Ортеги — и — Гасcета: «В государстве нас объединяет не то, чем мы были вчера, а то, что мы будем строить общими усилиями завтра».

Государство имеет не украинизировать россиянина, еврея или поляка (это может привести лишь к противостоянию), а обеспечить возможность свободного развития всех этносов в демократическом государстве с общей идеей строительства новой нации — не украинский, а всего народа Украинского государства. Только при таком подходе можно преодолеть противоречие между государством и нацией.

Переход Украины к открытому обществу, сохранения национально — государственного единства и достойное вхождение в мировое сообщество требует разработки не только собственной модели государственной концепции этнонациональной политики, но и четких механизмов ее функционирования.
Политологи отмечают, что при разработке механизма перехода к новому типу регулирования межэтнических отношений главное внимание следует уделять:
• во-первых, четким представлением о том, от чего следует отказаться в предыдущей национальной политике;
• во-вторых, условиям осуществления преобразований;
• в-третьих, средствам реализации нового принципа регулирования межэтнических отношений;
• в-четвертых, выработке нового видения ключевых проблем урегулирования межэтнических отношений.

Загрузка...
Мы в Google+