Суть и особенности политических технологий

Политические технологии (греч. techne — искусство, мастерство) — совокупность методов и систем последовательных действий, направленных на достижение необходимого политического результата.
В политической практике они предстают как совокупность методов применения объективных законов политики, материализация абстракций политической науки в конкретные решения, документы, нормативы, распоряжения.

Политические технологии является системой средств, благодаря которым реализуются политические ценности, интересы. Они являются неотъемлемой структурным элементом политической культуры отдельных субъектов политики, общества в целом.

Общие основные особенности политических технологий обусловлены характером политического процесса, который охватывает самые разнообразные виды политической деятельности в рамках конкретной политической системы. Среди них — политическое участие, которое имеет целью формирование в процессе политической деятельности определенных позиций, требований, настроений, и политическое функционирование как профессиональная политическая деятельность по выработке правовых норм, управления политическими институтами.

Без знания особенностей, классификации, специфики политических технологий и без умения их использовать преуспеть в политической деятельности практически невозможно. А для практического овладения ими прежде нужны соответствующая научно-теоретическая подготовка, умение изучать и анализировать объективные условия, в которых действуют конкретные субъекты политики. Это касается социально-экономической, политической ситуации в стране, регионе; особенностей функционирования социальных и национальных групп в обществе, их потребностей и интересов; расстановки политических сил; статуса и уровня влияния на граждан политических партий, движений, объединений, средств массовой информации.

Политические технологии делятся на общие (касаются интересов многих субъектов политического процесса) и индивидуальные (присущие отдельным субъектам политики).
Среди первых наиболее распространены технологии завоевания (избирательный процесс как комплекс специальных технологий) и удержания власти.

Индивидуальные технологии используют отдельные политики в процессе своей политической деятельности. Они связаны с завоеванием популярности, умением контактировать с гражданами (избирателями, членами определенной партии, объединения и т.п.), мастерством дискутировать, произносить речи, вести митинги, собрания, совершенствовать собственный имидж и т.п.. К наиболее распространенным индивидуальных политических технологий относятся: публичные выступления, участие в беседах, дискуссиях, разрешении конфликтов; прогнозирования политической деятельности; выступления на радио, телевидении; подготовка материалов для печатных средств массовой информации. Каждая из таких технологий имеет свои особенности, благодаря которым создается определенный имидж политика, его авторитет и популярность, формируется и обогащается опыт политической деятельности. А главное — использование определенных технологий имеет целью учет индивидуальных, в том числе и психологических, особенностей политика. Готовясь, например, к публичному выступлению, политик прежде должен знать о времени, цели и его характер и соответственно готовиться к общению с аудиторией. На этом этапе важна подготовка тезисов (структуры) выступления, определения сути, направление разговора, наличие вероятных вопросов. Необходимо поработать и над внешностью, жестикуляцией, дыханием и т.д., всей манерой поведения. Все это и является индивидуальной технологии политического выступления.
Различают политические технологии демократические и недемократические. Это означает, что субъекты с недемократической политической культурой практически могут использовать демократические технологии, и наоборот.

Существуют базовые и второстепенные политические технологии.
К базовым относятся технологии, которые используются во время организации и проведения избирательных кампаний, такие, предотвращающие социально-политическим конфликтам, позволяют решать их, достигать политического консенсуса в обществе.
К второстепенным относят, в частности, технологии принятия политических решений, организации массовых политических акций: собраний, митингов, шествий и т.п..
Политические технологии существуют в нескольких вариантах, а именно:
• разработка и принятие определенных политических проектов и решений;
• реализация политических решений;
• технологии формирования политической власти;
• избирательные технологии;
• технологии организации деятельности политических партий, организаций, объединений;
• технологии формирования гражданского сознания, политической культуры;
• технологии формирования общественного мнения;
• технологии согласования общественных интересов;
• технологии решения политических конфликтов и т.д..
Характер и особенности политических технологий, как отмечалось выше, обусловленные особенностями общества, сущностью политического процесса как совокупности деятельности субъектов политики.

Политические технологии строятся и реализуются прежде всего на определенном, часто специфическом восприятии человеком окружающей действительности, на ответных реакциях по такой действительности. К тому же политические технологии связаны с конкретными социальными ролями, которые постоянно выполняет отдельный человек как личность. Так, для достижения успеха в политике, политической деятельности различные по характеру политические технологии использовать обычный рабочий или военнослужащий, активист или лидер политической партии и т.п..
Самыми общими и самыми распространенными являются технологии принятия политического решения, технологии организации и проведения избирательных кампаний.
Технология принятия политического решения — процесс реализации политической цели на основе накопленной информации.

Каждое политическое решение является неотъемлемым элементом политического процесса, результатом определенных предварительных действий. Иными словами, это своеобразный процесс, при котором накопленная информация, развиваясь, превращается в соответствующие побудительные акты (указания, распоряжения, приказы, действия и т.д.). Политические решения является элементом политического процесса и не могут существовать статически. их классифицируют таким способом:
1. По направленности на конкретную проблему. Решение правильное (проблема решается в соответствии с целью); решение нейтральное (проблема остается на прежнем уровне); решение неправильное (проблема становится еще более острой, общая ситуация ухудшается).
2. Как правовые и неправовые. Правовые — решения, принятые согласно конституции, законам и распорядительными актами конкретного государства. Неправовые — решения, принятые вопреки действующим законам и актам.
3. На основе субъектно-объектных отношений. Это означает, что субъект власти при принятии решения может одновременно быть и его объектом. Верховная Рада Украины, например, принимает определенные решения по организации и собственной деятельности.
4. По степени значимости. Значительные, или кардинальные; очередные (радикально ситуации не меняют) нейтральные (приняты с незначительных общественно-политических вопросов, например, образование различных совещательных, консультативных органов, временных комиссий, рабочих групп и т.д.).
5. По срокам действия, исполнения, реализации. Долговременные (разнообразные моратории); непрерывного действия (действие многих статей конституции страны), краткосрочные (решение о запрете митинга, пикета, забастовки и т.п.).
Процесс принятия политического решения имеет несколько этапов: а) подготовительный (отбор и анализ информации); б) разработки проекта решения (проекта программы); в) утверждение и принятие к исполнению решения: г) реализации принятого решения; д) автономное существование результатов реализованного решения, распространение его последствий.
Соблюдение требований всех этапов может обеспечить принятому решению адекватность по ситуации. Это зависит и от компетентности тех, кто готовит его, и степени учета общественного мнения, знания общественно-политической ситуации.

Технология подготовки и принятия политического решения начинается с анализа общественно-политических отношений в той сфере, которой оно будет касаться. Сначала необходимо изучить, насколько предмет будущего решения соответствует реальности, не касаться оно псевдопроблем, мнимых отношений. Поэтому необходимо из многих событий и явлений выделить именно тенденциозные, а также определить их сущностные особенности. На этом этапе важна объективность информации, доступ к ее источникам.

На этапе подготовки проекта политического решения может работать один человек или группа лиц. При коллективной подготовки проекта есть больше шансов среди альтернативных точек зрения найти ту, которая удовлетворила бы интересы многих. Особенно важно коллективное выработки решений, касающихся интересов большой группы людей — конституций, меморандумов, программ и заявлений политических партий, объединений, групп и т.д.. На этом этапе большое значение приобретает определение перспективы решения (прогностический анализ того, насколько действенным, результативным будет решение, как способствовать оно решению проблем в обществе, между субъектами политического процесса).

Не менее сложным является процесс утверждения политического решения и принятия его к исполнению. Иногда он происходит в бескомпромиссной политической борьбе. И хотя во многих парламентах, политических партиях, других субъектах политики отработано определенный механизм рассмотрения и принятия решений, борьба вокруг них нередко длится достаточно долго, остро и непредсказуемо. Особенно сложными эти процессы в странах со слабыми демократическими принципами и традициями, где нет четкого разделения власти между ее ветвями и хватает механизмов противовесов, часто приводит принятия нелегитимных решений, а значит, препятствует созданию соответствующих условий для их реализации. Легитимность решений — это прежде всего соблюдение действующих законов. Зависит она и от восприятия гражданами идеи, содержания, цели политического решения. Сочетание этих условий наилучшим способно обеспечить выполнение принятого решения.

Загрузка...
Мы в Google+